Географическая картина мира, объект и предмет изучения в системе географических наук.  Назад к содержанию>>>

 

Общенаучная и географическая картина мира. Что же изучала география? Менялись ли представления об объекте и предмете изучения? Что же такое  геоверсум как объект изучения географии?

·Общенаучная и географическая картина мира.

 

История географии - это история одной из наук, изучающей историю своего развития. И формировалась она на «перекрестке» не только географии и истории, но и науковедения, так как последнее изучает закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности. В компетенцию науковедения входит понятие о научной картине мира  (НКМ), которая рассматривается как целостная система представлений об общих свойствах мира в виде обобщения и синтеза научных понятий и принципов, наиболее фундаментальных концепций. В ее структуре выделяются два главных компонента: концептуальный (категории и принципы, общенаучные понятия и законы) и чувственно-образный (совокупности наглядных представлений о мире в виде планетарной модели, образа Метагалактики и др). НКМ является предпосылкой построения определенных фундаментальных теорий, служащих ее обоснованием. Однако, НКМ как форма систематизации научного знания отличается от научной теории. Если НКМ отражает объект, отвлекаясь от процесса получения знания, то научная теория содержит в себе логические средства как систематизации знаний об объекте, так и проверки их истинности (БЭС, 1983, с.407).

НКМ, как образ, является лишь частью мировоззрения, под которым понимается знание мира, дополненное ценностной ориентацией и принципами познания. На основе мировоззрения НКМ осуществляется и овеществляется в культуре поколений, поэтому в ряду человеческой деятельности и знания занимает свое особое место: культура - мировоззрение - НКМ - теория - закон.

Различают общенаучную картину мира, картины наук, близких по объекту исследования, и картины мира отдельных наук (физическая, астрономическая, биологическая и т.д.). Можно говорить и о географической картине мира, понятие о которой сформулировали У.И.Мересте и С.Я.Ныммик (1984). По их мнению географическая картина мира (ГКМ) лежит в основе научных знаний, полученных и проверенных в ходе исследовательской и практической работы в области современной географии, и отражает представление человека о природе и обществе, его отношении к ним.

В историческом аспекте представления о ГКМ менялись неоднократно. На первом этапе развития ГКМ совпадала с картиной земной поверхности (расширяющаяся Ойкумена древних) и была реализована в виде картографической модели земной поверхности с указанием всех размеров и путей, а также описанием всех мест.

В XIX в. сложилась новая модель ГКМ - компонентно-отраслевая и комплексно-региональная. Разрабатываются концепции о природном комплексе и его компонентах, о региональных социально-экономических системах и отраслях хозяйства, о географическом районе - природном, хозяйственном, демографическом.

Новая ГКМ середины XX в. исходила уже из ограниченности земного мира, поэтому разрабатывается концепция управления территориальной организацией общества на основе системного подхода, а также положения о ресурсах территории, устойчивости и емкости геосистем.

В чем же особенности ГКМ? Присущи ли ее структуре концептуальный и чувственно-образный компоненты? Почему нет географии как науки, а есть система географических наук? Пока однозначных ответов на эти вопросы не получено.

ГКМ лежит в основе знаний, отражающих «представление человека о природе и обществе». Уже в этом определении ее сущности заложены не только дуализм (двойственность), но и многоаспектность предмета изучения. Вот почему исторически сложились две частные картины - физико-географическая и социо-географическая. Долгое время они развивались в автономном режиме научного поиска и добились определенных успехов. Примером может служить физико-географическая картина мира, на базе которой сложился образ общего объекта - географической оболочки и ее составной части - природного территориального комплекса (ландшафта).

Работами Э.Неефа, В.С.Преображенского, Т.Д.Александровой и Т.П.Куприяновой обобщены и приведены в систему ведущие аксиомы и аксиоматические положения, отражающие современный методологический и теоретический уровень развития физико-географических дисциплин:

1. Аксиоматическое положение: географическая субстанция немыслима иначе, как существующая во времени и пространстве.

2. Географическая аксиома: все географические явления, в какой бы форме они не выступали, принадлежат планете Земля.

3. Фундаментальные теоретические представления в географии:

а) о географической оболочке как о сфере взаимопроникновения и взаимодействия атмосферы, литосферы, гидросферы и биосферы;

б) единстве континуальности и дискретности географической оболочки;

в) об иерархии природных геокомплексов, входящих в состав географической оболочки и их качественной определенности;

г) о природном геокомплексе как многокомпонентной динамической системе;

д) о природном геокомплексе как системе взаимодействующих морфологических частей.     

Долгое время объединяющим началом знаний о двух частных географических картинах мира были страноведение и хорология, создавшие образ идеографической географии, т.е. географии, описывающей уникальные явления и свойства отдельных «пространств - территорий» с помощью метода районирования и общегеографического языка - языка карты. Были обозначены и основные категории географического мышления, сущность которого впервые раскрыл Н.Н.Баранский. «Географическое мышление, - писал он, - это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее все суждения на карту, и, во-вторых, связанное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного «элемента» или «отрасли» (1956, с.143). К этим двум признакам географического мышления - территориальности и комплексности - добавились еще конкретность и глобальность. Они послужили основой формирования общегеографических методологических признаков. Однако это было недостаточно для построения фундаментальной теории ГКМ (рис.1).

В середине XX в. наметился переход к номотетической географии, пытающейся установить общие законы ГКМ на основе непротиворечивой теории. Н.К.Мукитанов в своей работе «Методологические проблемы теоретизации географии» (1979) приводит перечень многочисленных концепций, принадлежащих разным авторам: «модельная парадигма» (Т.Кун, П.Хаггет, Р.Чорли), «системная парадигма» (Д.Харвей), «теоретическая география» (В.Бунге), концепция «географической формы движения» (А.А.Григорьев), «математической географии» (Ю.Г.Саушкин), «конструктивной географии» (И.П.Герасимов), а также «территориализации» общественной практики (Б.М.Ишмуратов). Предпочтение отдавалось конструктивной географии, так как в ней реализуется деятельностный принцип теоретизации науки, отражающий освоение человеком географической среды. Однако чувственно-образного объекта ГКМ  эти концепции не содержат.

В.П.Максаковский, систематизируя теоретические знания по географии в работе «Географическая культура», предлагает их следующую иерархическую соподчиненность: учение - теория - концепция - гипотеза - понятие - термин. Из теории сразу же исключаются законы, так как «вопрос о географических законах и закономерностях разработан еще крайне недостаточно» (1998, с.54). В каждом из иерархических соподчинений выделены группы - общенаучные, общегеографические, физической и социально-экономической географии, картографические. Остановимся лишь на перечне общегеографических представлений:

1. Учения: о географической среде, о геосистемах, о геоэкологии, о конструктивной географии.

2. Теории: регионального развития, географических оценок, географии риска (и все!!).

3. Концепции: геотехнических систем, мониторинга окружающей среды, географической экспертизы, проблемного страноведения, поляризованного ландшафта.

 


 

Рис.1. Модель ГКМ и система географических наук (идеографическая география). М - географическое мышление (методологические принципы), Т - теория, Р - методы районирования,       Я - картографический язык.

ФГКМ - физико-географическая картина мира:

ОБ - общее землеведение, Л - ландшафтоведение, С1…Сn - отраслевые (компонентные) физико-географические науки, e1,2…Сn - региональные науки о территориальных геосистемах, а - физико-географическое страноведение.

 СЭГКМ - социально-экономическая географическая картина  мира: СЭ - общая социально-экономическая   география,   N  -  социально-экономическая   география,          ф1...фn - отраслевые хозяйственные науки и науки о социальной деятельности, х1...хn - социально-экономические районы, б - социально-экономическое страноведение.

аб - комплексное страноведение.


4. Гипотезы: космогоническая, дрейфа материков, парникового эффекта, стабилизации численности населения.

Простой перечень общегеографических учений, теорий и концепций показывает, что никакой системы теоретических знаний, отражающих ГКМ, не сложилось. Не сложилась и их  географическая культура. Есть набор не связанных между собой концепций и методов исследования, отобранных из составных частей системы географических и пограничных наук. Описание теорий не соответствуют логической структуре, сложившейся в науковедении. В них нет исходной эмпирической основы, теоретической основы, логики теории и тем более утверждений с их доказательствами. Отмечается лишь вербальное описание понятий с использованием различных точек зрения ученых.

Естественно возникает вопрос: будет ли современная география жить по законам теории или, как и прежде, только по понятиям? В свое время В.Б.Сочава писал, что географические науки, вместе взятые, пока что не образуют целого, состоящего из органически сочетающихся частей. Нужна хорошая междисциплинарная теория, без которой система географических наук не может  функционировать. «Она должна быть обширной областью научных знаний, интересующей отдельные разделы наук, относящихся к основному назначению географии, оставляя негеографическое содержание геологии, геофизике, биологии, экономике и др. наукам»  (1974, с. 480; подчеркнуто нами - В.Ш.).

История создания теоретических идей географии напоминает поведение человека во время пожара, когда он не может определить, что ценнее и что надо «выносит» в первую очередь. В современных условиях, когда продолжается размывание общегеографических проблем за счет дальнейшей дифференциации наук, с одной стороны, и введения  в обиход эклективных научных направлений типа геоэкологии, с другой, создается угроза потери географией даже тех скромных позиций, которые она завоевала к концу XX в.

Вот почему актуальным становится создание теории и методологии географии на базе общегеографического объекта и предмета изучения. Без этого система ГКМ и географических наук напоминает вавилонскую башню, которую пытались строить народы, говорящие на разных языках и не понимающие друг друга.

 

 

·Что же изучала география?  Назад к содержанию>>>

 

Каждая наука должна иметь свой объект и предмет исследования, а также социальный заказ, которым в основном и определяется ее практическая цель. Объектом изучения является то, что изучает эта наука, какое объективное материальное явление или категорию духовного порядка исследователь представляет себе как конкретную совокупность независимых от него явлений, подлежащих изучению. Предмет исследования есть категория науковедения, обозначающая некоторую целостность, выделяемую из мира объектов в процессе познавательной деятельности. Он представляет по мнению Э.Д.Алаева совокупность объекта (или его отдельных сторон), метода и целей исследования науки, т.е. своеобразного «паспорта», удостоверяющего ее общественную функцию, необходимость и право на существование (Юдин,1978).

Научный метод познания связан не только с наличием особых приемов и методов исследования, но и наличием подходов к исследованию, т.е. методологии данной науки (Алаев, 1983). Цель исследования - это предполагаемый результат научного процесса в его отношении либо к общественной практике, либо к развитию самой науки.

Есть объектные науки, у которых объект четко обозначен. Например, у физики - атом, у химии - молекула, у биологии - клетка, у минералогии - минералы и т.д. География к их числу не принадлежит. История географии свидетельствует, что в ее «судьбе» большую роль играл социальный заказ, так как она должна была давать сведения о среде, окружающей человека, человеческое общество. Практической стороной ее деятельности было не только объяснение роли этой среды в жизни общества (географический детерминизм), но и рекомендации по ее «обустройству» (географический поссибилизм,  ноосферная коэволюция). Вследствие развития общества и эволюции его потребностей направленность географических исследований постоянно менялась, поэтому менялись и предметы исследования. При этом предметы исследования часто становились объектами специальных наук (пример топографии и картографии), а сам объект исследования географии на протяжении всей длительной истории развития науки оставался расплывчатым и неясным.

Географические науки изучают поверхность Земли, облекающие и подстилающие ее слои вещества (сферы), как природные (литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера и др.), так и неприродные (социосфера, техносфера). В совокупности они составляют особого рода географический объект изучения, который до настоящего времени не получил однозначного определения и объяснения в системе географических наук. Причина - в сложной структуре этой «географической действительности», которую часто называют «географической картиной мира». Эстонские географы по аналогии с философской категорией «материальный мир» использовали термин «географический мир».

Задачи географии заключались в «изучении структуры того сложного процесса, который протекает на земной поверхности» (Эдельштейн, 1984, с.6-7), поэтому она вынуждена охватывать множество пространственных, временных и системных образований природного, социального и экономического типа. При изучении такой сложной реальности естественно стал использоваться принцип дискретности (с латинского - раздельный, прерывистый), ибо дискретность, по мнению Д.Л.Арманда, «всегда проще и понятней». Поэтому география «пошла» путем дифференциации наук, используя для этого метод индукции (от множества фактов к их обобщению в отдельные науки, у которых хорошо обозначен объект изучения). Делались попытки интегрировать их в более крупные объединения - биогеографию, физическую и социально-экономическую географии.

Сложность общего объекта в географии привела и к сложности понимания предмета изучения, который оказался смоделирован так, что не отражал целостности объекта. Изучались лишь его отдельные стороны - природная, социальная и экономическая, либо их частности (отдельные компоненты и явления).

Интересный анализ предмета (объекта) изучения географии провели У.И.Мересте и С.Я.Ныммик. Они считают, что непосредственным предметом географии является «географический мир, т.е. мир смоделированный на основе научных положений географической науки сегодняшнего дня», где «на первый план выдвигается проблема специально-географического моделирования в действительности». Географический мир рассматривается в качестве разнообъектной действительности, объединяющей в себе как природный, так и общественный мир. Единство географической картины мира - своеобразное отражение материального единства мира в географической науке. Оно «служит гносеологической основой для единства географии, является общим предметом изучения различных частногеографических наук» (1984, с.15-16; подчеркнуто нами - В.Ш.). При этом сущностно-непосредственный предмет географии оставался неизменным в течение всей истории географии. Географические открытия, географическая среда, ландшафты, территориальные комплексы - все это только формы, в рамках которых проводилось и проводится изучение геосистем. Исконной задачей географической науки всегда было изучение природных, демографических и хозяйственных пространственных систем, соединяющим компонентом которых служат сети территориальных отношений. Геосистемы являются составными частями протосистем (суперсистем), которыми являют природа, население и хозяйство.

Согласно взглядов И.В.Круть в современной теории научного познания под объектом понимают материальные вещи, отношения, свойства, а под предметом знаний - отображение вещей, отношений и свойств в познании. «Если объект есть все то, что может быть названо (денотат), - пишет он, - то предметом справедливо предполагают считать знание об объекте, т.е. вещь в отображении (или отношение или свойство  об отображении») (1978, с.13). Проще говоря, предметом науки в таком случае служит по существу совокупность знаний об объекте. С этих позиций и рассмотрим теоретические основы общей географии.

 

                                                                                           

·Менялись ли представления об объекте и

 предмете изучения?  Назад к содержанию>>>

 

География имеет свои специфические особенности, которые связаны, во-первых, с длительным описательным периодом, временем накопления научных фактов и данных. Он завершается лишь в новейшей истории, в конце XX в., когда фактически приблизилось к завершению географическое познание Земли и начинается изучение и освоение космического пространства. Длительность описательного периода определила, во-вторых, другую особенность «исторической судьбы» географии. Конструируя модели теории и методологии, география в большинстве случаев опиралась не на исторический опыт собственных научных изысканий, а предпочитала заимствовать установки отдельных наук и использовать общенаучные подходы.

Самая популярная философская  установка была связана с понятием «пространство». На разных этапах развития географии это понятие выступало то в роли объекта (хорология А.Геттнера, когда география рассматривалась как наука о геопространстве), то в качестве предмета (география как «пространствоведение» ) или инструмента познания, ключевого объяснительного  принципа. Модификацией пространственной установки является «морфизм», связанный с преобладанием интереса к пространственной морфологии (зоны природы, сельскохозяйственные зоны, районы).

Большое влияние оказал естественнонаучный подход, получивший название «органицизм» (страна как единый организм, биогеоценоз, ландшафт, биосфера), а также «механицизм» (объект исследования как механизм при использовании процессоведческих методов - балансового, энерго-производственных циклов). Немаловажную роль играли исторический (описание отдельных стран), математический (карта как модель изучаемого объекта), системный (учение о геосистемах) и другие подходы.

Все это изменяло и расширяло границы объекта изучения: от исследования поверхности континентов и их отдельных регионов к изучению географической оболочки (от озонового слоя до фундамента материков и дна океанов), а также социальных групп людей и среды их жизни в системе взаимосвязей природных и социальных явлений.

Иначе говоря, формула изменения сущности объекта географии в историческом аспекте может выглядеть следующим образом: Малая Ойкумена - множество Ойкумен - Большая (Глобальная) Ойкумена.

Изменялись и границы предмета изучения: от морфологии отдельных объектов и явлений природы и общества Малых Ойкумен к пространственной морфологии (страны, районы, население, хозяйство) и рассмотрению внешних факторов и процессов, обусловливающих пространственную неоднородность и изменения во времени. Изучались и вопросы районирования как главной теоретической цели географии, а также закономерности и процессы в пределах структуры географических образований Большой Ойкумены (Преображенский, и др., 1997).

На рисунке 2 и 3 показаны наиболее значимые изменения в понимании объекта и предмета (объект + методы + цель) географии в разные эпохи развития общества и с учетом влияний различных общенаучных подходов.

В античное время формировалась нерасчлененная хорографическая география (пространствоведение), задачами которой было описание отдельных объектов и явлений поверхности Малой Ойкумены и особенностей их пространственного размещения в геометрических измерениях. Сформировались и соответствующие методы исследования - описательный (какой объект описывается?) и морфометрический анализ (где он расположен?). Математический подход определил формирование математической географии, которая занималась пространственными измерениями и созданием карт. Исторический подход способствовал описанию объектов и явлений определенных мест жизни человека (хорографическое география как прообраз будущего страноведения). Категория «пространство» была заимствована из философии и математики. Во втором случае оно являлось реальным объектом. Его можно было измерить, поэтому называлось оно «эвклидовым», т.е. связанным с прямыми линиями. Однако объяснение его свойств было субъективным, мифологическим. Частью такого пространства было мифологическое «место», которое отражало мироощущение человека в реальной части пространства на поверхности Земли (например, место храма, города).

Средневековую географию по-прежнему называют хорографической (описательное пространствоведение). Ее задачей было описание и нанесение на карту множества «пространств» Старого и Нового света (множество Ойкумен).  Частью их являлось «ментальное место» (хождение в Иерусалим, Мекку, в Индию за пряностями, в Китай за шелком, поиски золотого Эльдорадо и др.),  которое отражало восприятие реальной территории в религиозном миропонимании и в связи с социальными потребностями людей, интересами отдельных государств. Описательный метод в сочетании с историческим подходом утвердил позиции описательного страноведения. Математико-геодезический подход способствовал становлению общегеографического метода - картографического, который позволял моделировать     объект         изучения       (пространство)   в   картографическом изображении, а компоненты объекта размещать в системе координат. В то же время, картографическое восприятие географической действительности способствовало формированию двухмерного «образа» пространства (широта и долгота) и пространствоведения, которое изучала объекты лишь поверхности Земли. Объяснение их сущности носило теологический  (божественный) характер в культурных  рамках своей эпохи и было антропоцентрично.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В эпоху новой географии, эпоху научных методов исследования задачами географии стали реально существующие явления, изучаемые в плане эксперимента. Единая или хорографическая география  в новых условиях не могла стать наукой, не имея доказательности и объяснительного аппарата явлений географической действительности. При этом пространственный подход сохраняется. С позиций философского позитивизма «пространство» является реальным, физическим, заполненным различными объектами, в том числе человеком и его культурой. Однако,  проблемы времени в нем восполняло историческое страноведение К.Риттера, возникшее под влиянием исторического подхода. Другое направление было связано с естественнонаучным подходом, который определил становление «географического естествознания». По мнению В.С.Преображенского, оно как бы восполняло отсутствие в естествознании «общего землеведения Земли». Объектами изучения здесь становятся отдельные природные компоненты геосфер и индивидуальных пространств, а целью - выявление закономерностей с помощью факторного анализа. Например, влияние климата на растительность или рельефа на климат. При изучении индивидуальных пространств использовался сравнительный метод. Объяснительной частью предмета становится географический детерминизм.

При становлении современной географии по-прежнему прослеживается пространственный подход философского неопозитивизма. Теория относительности  внесла в понятие пространства ряд изменений: представление элептической  кривизны, поля вместо вещества и четвертое измерение (время) в системе категорий «функционирование - динамика - эволюция». Пространство в качестве объекта географических исследований изучалось хорологией, т.е. наукой о земной поверхности с множеством индивидуальных пространств и мест, а также  региональной географией. Пространственно - комплексная установка в географии способствовала подходу к изучению объектов земной реальности как к комплексам, у которых важнейшими свойствами являются связи и отношения между элементами. Общегеографическими идеальными объектами физической географии, возникшими в системе естественнонаучной парадигмы, становятся географическая оболочка, природные геокомплексы и ландшафты. Объектами экономической, а позже социально-экономической географии определяются территориально-производственные комплексы, экономический район и культурный ландшафт. Ведущими методами, наряду с описательным (стационары) и районирования, становится метод функционального анализа. Неким соединительным «мостом»  между физической и экономической географией предлагается «природопользование», которое локализуется в пределах пространственных структур «место» - «район». В их пределах с учетом социокультурных реалий эпохи (главным образом ресурсопотребления) происходит размещение и организация определенных типов природопользования. Поэтому ведущей задачей географии становится оптимизация территориальной организации хозяйственных геосистем и систем расселения, которая базировалась на доктринах географического поссибилизма и индетерминизма.

 

 

 

Локально-глобальный континуум

 

Географический подход

 

 

 

Многомерного геопространства

 

 

Рис.3 Объект и предмет изучения в разные эпохи в системе общенаучных подходов

 

Методы: 4 - описательный (стационарный), районирования, функционального анализа; 5 - системного анализа (моделирование), геоинформационный, логико-математический.

 

Период современной географии (70-95-х годов XX века) отражает очередную кризисную ситуацию в науке индустриального общества в связи с экологизацией сознания человека, гуманитаризацией науки, сочетанием глобального и регионального подходов. В географии ведущим становится восприятие мира как многомерного пространства в системе связей и взаимосвязей, где пространство телесных вещей должно сопрягаться с пространством мысли.  В объектной и предметной областях наметились тенденции объединения географии вокруг изучения системы взаимосвязей общества и природы (географический подход). Базисными понятиями наряду с многомерным «геопространством» становятся «геосистемы», имеющие различную размерность и структуру (природную, природно-антропогенную, техногенную, интегральную). Эмерджентные свойства различных геосистем и  подсистем в их взаимодействии с позиций системного и экологического подходов выражаются в понятии «геосреда» с ее вариантами - географическая, ландшафтная, окружающая среда. Современные социокультурологические тенденции общества и поведенческий подход определили все большую поляризацию среды жизни человека между ее природной и техногенной составляющими. Ведущим методом становится системный анализ, представляющий переход от изучения функций конкретного объекта в пределах упорядоченной системы к изучению самой системы, ее взаимосвязанных компонентов, подсистем и процессов. В методике получают широкое распространение дистанционные методы сбора информации, в том числе аэрокосмическая съемка, и использование новых компьютерных технологий в ее обработке и создании виртуальных моделей географической действительности. Объяснением сложных географических явлений становится определение системы взаимосвязей и процессов в глобальном «пространстве» геоверсума (геосистема «общество-природа») и их локального проявления в поляризованном ландшафте жизни человека.

Таким образом, исторический обзор развития географических идей об объекте и предмете изучения показывает, что носили они направленно-волновой характер и не представляли целостной картины эволюционной приемственности.

 

·Что же такое геоверсум как объект 

изучения географии?  Назад к содержанию>>>

 

В свое время общим объетом географических наук предлагали считать «геопространство» (И.Кант, А.Геттнер, А.Ф.Асланикашвили), «природно-общественную сферу» (Ю.К.Ефремов) и «природную сферу, измененную человеком» (Д.Л.Арманд). Э.Б.Алаев предлагает термин «геоверсум» (часть объективного материального мира, связанного с Землей), а В.С.Преображенский - «географический универсум». В.А.Анучин, Б.Б.Родоман и В.А.Шальнев высказывают мысль о том, что география изучает «географическую оболочку», которая является не только частью материального, но и географического мира, объясняющего в себе как природные, так и общественные явления со своими пространственно-временными отношениями, структурой и качеством субстанции. Такой монистический подход может представлять формулу «от однокачественного начала к разнокачественному объекту», определяющую познание единого во множестве и множества в едином (Ретеюм, 1984, с.25). Иначе говоря, выделение общего объекта в географии не противоречит наличию в его структуре множества частных объектов. Однако  выделение географической оболочки в качестве общего  объекта вызывает определенные сложности терминологического порядка, так как с этим понятием долгое время связывали только природные реалии. Поэтому термин «геоверсум», предлагаемый как синоним «географической оболочке», более предпочтителен.

Методологическую и мировоззренческую основу гипотезы о геоверсуме составляют ряд общеизвестных положений диалектики:

- о геопространстве;

- о формах движения материи;

- об относительной устойчивости материального мира геоверсума;

- об эволюционном подходе в процессе формирования структуры геоверсума;

     - о единстве истории природы и общества .

Геопространственная категория имеет сложную структуру и, во-первых, отражает степень адаптации философской категории «пространство» в системе географических наук; во-вторых, определяет местоположение геоверсума в пределах такого уникального объекта как планета Земля; в третьих, определяет необходимые условия для существования не менее уникального явления - «жизни», в том числе мыслящей; в четвертых, обеспечивает функционирование такого сложного явления материального мира как «общество-природа».

Пространственный подход сквозным направлением проходит через всю историю географии. Однако понятие о «геопространстве», его сущности и размерности менялось неоднократно («пустое» И.Канта, «заполненное» А.Геттнера, реальное «пространство-время» А.Ф.Асланикашвили и Ю.Г.Саушкина, многомерное эпохи синергетики). Менялся и терминологический аппарат этой категории у разных географических школ. В зарубежных школах использовались термины «пространство», «место», «район». У советских географов - «территория» и «район». К.Рафорстен с определенной долей юмора так характеризовал различия этих понятий: «пространство - это тюрьма, существующая изначально, территория - тюрьма, созданная людьми».

Определенную ясность в терминологическую путаницу внес Г.Д.Костинский (1997), построив генетическую пространственную матрицу в форме креста (рис.4). Философско-методологическое содержание этих пространственных понятий такое: пространство соответствует общему (роду), место-частному (виду), территория - целому, район - части. Однако, в   принципе  принимая  для геоверсума приведенную схему  соотношения  этих  терминов, нужно учитывать свои  особенности геопространтсва.  Оно сферично, а следовательно, пространственно замкнуто. В поле силы тяжести его наблюдается выраженная анизотропность (т.е. неравнозначность вертикальных направлений движения), а также  неравнозначность  западного   и  восточного   направлений  в   северном  и     южном     полушариях     (сила   Кориолиса).     Геопространство    зеркально

 симметрично по отношению к полюсам. Пространство геоверсума представлено

                                                                   двумя     составляющими     частями   -

Рис.4. Логика понимания пространства при объектной установке сознания (в традиционной географии).

 
надземной и подземной, фокусом которых является «место» как частная уникальность геоверсума. В тоже время, «место» проявляется в горизонтальной структуре геопрост-ранства (поверхность Земли) в виде набора «уникальных мест» в пределах «территорий» и «районов». Геопрост-ранство включает в себя как само пространство геоверсума (геопрост-ранственное ядро), так и «зоны экотона», играющие роль буферных границ в пределах крупных геосистем. Соотношение составляющих «геопространства» показаны на рис.5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В современном геоверсуме проявляются все известные общие формы движения материи: механическая, физическая, химическая и геологическая, адаптированные к условиям геоверсума, а также физико-географическая, биологическая и социальная, присущая только ему. Современная географическая картина мира являет собой взаимодействие эволюционно дивергирующих и конвергирующих форм движения материи, понятия о которых  конкретизируются в представлениях об иерархических уровнях организации природных и социальных геосистем. Как известно, физическая форма движения (субатомная и более сложных систем) породила химическую (атомно-молекулярные системы). Последняя дивергентно генерировала, с одной стороны, биологическую форму (биосистемы всех уровней, от клетки до биосферы), с другой  - планетарную или геологическую форму(образования от уровня минерала до природных абиотических сфер планет). В пределах геологической формы движения Земли возникли наиболее сложные структуры - природные геосистемы от ландшафта до географической оболочки.   В  основе   их   существования   лежит,  по  мнению  А.А.Григорьева,

 

 


ФИЗИОСФЕРА

 

 

Рис.5 Соотношение категорий «пространство», «место», «территория» и «район»

  в геопространстве геоверсума.

1 - закономерности,  формирующие  вертикальную  структуру  «пространства»;      2 - закономерности, формирующие горизонтальную структуру «пространства»;            3 - «место», 4 - уникальное место (климатогенное, биогенное, ландшафтное и др).

1,2,3…n - районы суши; 1,2,3…m - районы океана.

Границы: А- геоверсума, Б - биосферы, В1 - ландшафтной сферы суши; В2 - ландшафтной сферы океана, Д - социосферы.


физико-географическая форма движения материи. В последствии в процессе становления общества развивается социальная форма движения со всеми типами социосистем - технических, экономических, культурных, информационных и т.д. (рис.6).

Важным основанием проблемы методологического уровня является понятие об относительной устойчивости материального мира геоверсума. Может ли столь сложное образование устойчиво существовать в условиях энтропийной нестабильности, ибо по словам Н.Винера островки энтропийной стабильности обречены «на поражение во всемирной битве между прогрессом и возрастанием  энтропии» (1968, с.44). Этому мефистофелевскому суждению - «все, что возникает, заслуживает гибели» - удачно противостоит энергосфера геоверсума, предложенная в свое время И.В.Круть, которая базируется на четырех «китах»:

    - космической энергии солнца, ее трансформации и переноса в пределах геоверсума;

   - «потенциальной» эндогенной энергии, зафиксированной в геотектурах и морфоструктурах поверхности Земли и дающей «работу» процессам денудации и аккумуляции, переноса вещества;

   - биогенной энергии, когда жизнедеятельность биострома превращается в поступательный процесс постепенного накопления запаса свободной энергии, в которой энтропия не увеличивается. Живое вещество при единообразном потоке солнечной энергии не рассеивает свободную энергию, а накапливает ее в своей биомассе, в органических остатках;

   - антропогенной энергии, вовлеченной в социальные процессы общества и являющейся по словам В.И.Вернадского новой великой силой. «Эта сила есть разум человека, устремленная и организующая воля его как существа общественного» (1940,с.38). По Ф.Энгельсу «человеческий труд в состоянии удержать на поверхности земли и заставить действовать солнечную энергию более продолжительное время, чем это было бы без него» (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т.35, с.109).

Неравномерное распределение энергии служит источником перемещения различных видов вещества. В результате в пространстве геоверсума формируются относительно самостоятельные системы потоков и круговоротов вещества и энергии, устойчиво повторяющихся во времени (суточные, сезонные, годовые, многолетние). Их называют циклами (от греч. - круг, совокупность взаимосвязанных процессов и явлений, образующих замкнутый круг развития). Главные циклы - природные (радиационный, тепловой, воздушный, водный, биогеохимический, минерального вещества, литосферный) и антропогенные (поведенческий, технолого-экономический и др.). Они  и формируют антиэнтропийную устойчивость геоверсума.

Энтропия в геопространстве находится в прямой зависимости от количества компонентов (m)  и территориальных элементов (n) и в обратной зависимости от

 

 

 

Рис.6. Соотношение уровней организации и форм движения материи (Мир географии, 1984);

1 - генетический ряд эволюции форм движения материи,

2 - дальнейшее существование предыдущих форм движения в новых условиях,

3- ряд эволюции форм движения материи.

 

 

 

степени упорядоченности элементов (Алаев, 1983). Формула энтропии выглядит в общем виде так:  m + n

                            Ω   , где Ω символизирует степень упорядоченности. При этом упорядоченность тем выше, чем больше необходимых связей и меньше связей   случайных.   Их  соотношение  и  будет  определять  тенденции  развития

                                            α1

упорядоченности, т.е. Ω =  α2, где α1 - количество субстрата, энергии и информации (СЭИ) в необходимых связях, α2 - количество СЭИ в случайных связях.

Немаловажную роль в понимании геоверсума играет эволюционный подход, объясняющий основные этапы формирования его структуры. Большую роль здесь играют процессы эволюционной диверсификации (с латинского - изменение,  разнообразие), определяющие возрастание сложности в компонентной,  сферной и территориальной структурах. Такой подход является не только методологической базой проблемы, но и мировоззренческой.

Для анализа отношений в системе «природа-общество» диалектическтий тезис о материи как единстве субъект-объектных отношений является одним из ведущих (Кацура, Новик, 1974). Материя, являясь носителем активности, одновременно является и объектом, на котором и в котором эта активность осуществляется. Развитие природы до человека  сопровождалось спонтанной саморегуляцией природных систем. Качественно новая ступень возникает в процессе образования высокоразвитого человеческого общества, когда реально встает вопрос об управлении природными системами со стороны человека, об управлении низшим со стороны высшего. С этого момента развитие природы становится в подчинение по отношению к человеческим целям. Получается интересная ситуация. Природа, с одной стороны, простирает регуляционное действие своих законов на все уровни вплоть до социального. Человек же, с другой стороны, познавая и правильно применяя эти законы, должен создавать определенное управление, подчиняющее развитие природы его целям. Видимо, именно таким и видел В.И.Вернадский ноосферный этап развития геоверсума. Эмерджентными свойствами «субъект-объектных» отношений явилось появление нового качества в геоверсуме - «среды жизни». Последняя имеет большое разнообразие типов, зависящее от уровней организации объекта (геоверсума в целом или его частей) и самого субъекта (человечества, группы людей, отдельного человека).

Можно ли проблемы взаимодействия природы и общества рассматривать с позиции их единства в геоверсуме? По мнению В.А.Кобылянского (1986) единство природы и общества выступает как единство истории природы и общества, которая расслаивается на историю неочеловеченной природы и историю очеловеченной природы. «Вещи еще нет, когда она начинается». - писал Гегель (Соч. М: Л., 1930, т.I, с.153). Это значит, что вещь начинается в другой вещи, порождается ею, что общество «начинается еще в природе, порождается природой». Однако, будучи уже порожденным, оно есть уже иное, не то, что дообщественная природа. Поэтому, ошибочно было бы игнорировать «приоритет» природы по отношению к обществу, так же как не видеть известной относительности этого приоритета. В широком смысле они равнозначны.

С такой точки зрения процесс «становления» общества в природе выступает также и процессом «завершения» природного бытия в обществе. Отсюда граница между историей природы и историей общества, будучи диалектической границей, не только отделяет одно от другого, но и соединяет одно с другим.

Концепция единства истории природы и общества позволяет по новому рассмотреть проблему единства структурирования геопространства современного геоверсума, его количественных и качественных изменений. На рис.7 показана идеальная модель дообщественного природного и современного геоверсума, его исторический и структурный аспекты.

Дообщественная история геоверсума завершилась формированием основных природных структурных элементов, его ярусной вертикальной и горизонтальной структур. Внртикальная структура представлена набором геосфер: простых (атмо-, лито и гидросфера) и интегральных (физиосфера, состоящая из абиотических сфер, биосфера и ландшафтная сфера).  Горизонтальная структура имеет набор территориальных геосистем - простых или геосистем геосфер (формируются косным веществом абиотических сфер) и сложных или ландшафтных (формулируются еще и биотическим и биокосным веществом). Первые представлены механическими и термодинамическими геосистемами (Боков, и др., 1998). Это первичные геосистемы, составляющие основу физиосферы. Механические геосистемы характеризуются силовым взаимодействием образующих их тел, имеющих массу и связанных с гравитацией и механическим движением. К ним относятся все геосистемы переноса вещества - воздушные и водные. Термодинамические геосистемы связаны с движением вещества, обусловленным преобразованием или переносом энергии. Они относятся к числу открытых геосистем, т.е. обменивающихся с внешней средой веществом и энергией. Для них общее значение имеет теория тепловых машин В.В.Шулейкина. Географическая тепловая машина является термодинамической системой, в которой из-за разности температур отдельных ее частей происходит перенос тепла и совершается работа по принципу «нагреватель-холодильник».

Вторые формируют территориальную мозаику материковых и океанических природных ландшафтов и биоэкосистем. В ландшафтах осуществляется обмен вещества, энергии и информации между всеми природными компонентами - косными, биокосными и биотическими, по принципу вертикальных связей. В биоэкосистемах - по принципу «хозяин - компоненты среды».

Дообщественный геоверсум служил и служит общим объектом изучения физической географии. Называли его по разному - земноводным шаром, географической оболочкой, геосферой, ландшафтной оболочкой и т.д. Его общие закономерности развития и структурные компоненты были предметом изучения наук физико-географического цикла. Однако, в таком подходе не учитывается история становления общества и его структур, не учитывается роль человека, его преобразовательная деятельность и культура в «судьбе» геоверсума.

Область взаимопроникновения природы и общества представляет переходное, промежуточное образование, которое является ни «чисто» природным, ни «чисто» общественным. Это образование в связях с остальной природой выступает компонентом природного целого, высшей формой природного бытия или «конечным пунктом неочеловеченной природы». В связях же с сугубо социальными процессами оно является «началом», «исходным пунктом» общественной жизни, ее природной основой, взятой в снятом виде (Кобылянский, 1986).  Речь здесь может идти лишь о влиянии друг на друга «двух совершенно разных закономерностей - биологической и социальной, действующих параллельно, но с разной скоростью: первая с замедлением, вторая с ускорением» (Рогинский, Левин, 1978, с. 331).

В переходном геоверсуме сохраняются все структурные компоненты дообщественного этапа. Лишь в горизонтальной структуре добавляются антропоэкосистемы, эмерджентными свойствами которых является природная среда жизни человека, а природные компоненты становятся ресурсами. Социальными процессами антропоэкосистем были гоминизация (становление труда у архантропов и палеоантропов) и сапиентация (становление речи  в процессе культурной эволюции). Уже на ранних стадиях эволюции у человека были сформированы специфические генофенотические особенности, резко отграничивающие его от других биотических особей. Это особые формы приспособления и адаптации для жизни  в изменяющихся условиях.

История общества в геоверсуме определила  не просто становление его социальных и экономических структур, но и усложнение его структуры (появление, например, социосферы, социальных, этнических и антропогенно-техногенных территориальных геосистем) и изменения качества природных свойств геоверсума. Наибольшие изменения происходят в его горизонтальной структуре, в ландшафтной сфере. Биоэкосистемы и природные ландшафты испытали большое воздействие человека. На их месте на больших площадях создаются природно-антропогенные (частично измененные) и антропогенно-техногенные геосистемы. Антропогенные изменения в ландшафтной природной сфере настолько существенны, что она становится сферой культурных ландшафтов. Почему сферой культурных ландшафтов? Сущность культуры выражается в реализуемом ею единстве человека и природы. Культура - та «живая субстанция», внутри которой человек раскрывает и развивает себя посредством природы, а природа раскрывает и развивает себя посредством человека (Давыдова, 1986, с.23).

Процессы социогенеза (трудового отбора)  и техногенеза (научно-технического отбора) способствовали становлению в геоверсуме социосферы, т,е. используемой людьми части биосферы (Реймерс, 1990). Социосфера - это сфера человеческой мысли со своим социокодом, под которым М.К.Петров понимает «основную знаковую реалию культуры, удерживающую в целостности и различии фрагментарный массив знания» (1991, с.39). Своей деятельностью человек создал и специфическую среду жизни - социально-экономическую.


 

 


Рис.7 Идеальная модель дообщественного (N) и современного (M) геоверсума  (исторический и структурный аспект).

 

Закономерности дифференциации и организации геоверсума:

Вертикальные: I - природные, II - природные и социальные.

Горизонтальные: III - природные; IV - природные и интеллектуально-духовные.

Геосферы: V- природные дообщественной истории: А - простые (лито-, атмо-, гидросфера); интегральные: Б - физиосфера, В- биосфера, Г - сфера природных ландшафтов и биоэкосистем; Д - сфера ландшафтов, био- и антропоэкосистем; VI - сферы истории общества и человека: Е - культурных ландшафтов, Ж - социосфера, З - социобиосфера, Б1 - физиосфера истории человека, А1 - простые природные истории человека.

Территориальные геосистемы: VII - природные геосферные:

1 - планетарные, 2 - региональные; VIII - природные ландшафтные: 3, 4 - биоэкосистемы и ландшафты, 5 - антропоэкосистемы. Ландшафты культурной сферы: IX - природные истории человека: 6 - природные ландшафты, 7 - природные биоэкосистемы, измененные   или   созданные   человеком;    X - социально-экономические: 8 - социально-этнические,  9 - природно-антропогенные и антропогенно-техногенные.

Типы геосред: XI - природные, XII - природные истории человека,                                XIII - социобиосферная (биосферная, измененная человеком), XIV - социальная, XV - культурная.

 

 

Социосфера формировалась неприродными законами, законами развития общества. Однако, существовать изолированно от природных структур геоверсума, которые выполняют средоформирующие и ресурсовоспроиз-водящие функции в «субъект - объектных» отношениях, она не может. Поэтому, ее специфической особенностью является создание «очеловеченной» или «второй природы», без которой не было бы и социального мира (Анучин, 1978). Таким образом, современная социосфера включает в себя общество со всеми ее атрибутами, культурную сферу современных ландшафтов и социобиосферную среду, т.е. биосферную среду, измененную социумом. В совокупности все эти новообразования геоверсума образуют и новую интегральную структуру - социобиосферу, которая отражает переходный этап от «чисто» природной биосферы к ноосфере, т.е. высшей стадии развития, когда разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития на Земле.

В.А. Боков, Ю.П. Селиверстов и И.Г. Черванев называют современное состояние географической оболочки «антропосферой», т.е. глобальной природно-технической системой, в которой возникли и протекают процессы, не характерные для естественного состояния географической оболочки. По их мнению «возможности техники и масштабы хозяйственной деятельности человечества превысили некоторый критический уровень, исчерпали буферные возможности среды и стали причиной новых процессов планетарного масштаба. Формируется новое состояние природной среды, не имеющей аналогов в прошлом»  (1998, с.232).  Такая  оценка  современной  ситуации, во-первых, созвучна нашему  понятию  «социобиосферы»,  лучше  раскрывающей современную ситуацию в геоверсуме - становление  нового  системного  образования «социум         биосфера». Во-вторых, потому, что употребление здесь термина «антропосфера» не совсем удачно, так как в науке уже сложилось определенное содержательное понятие этого термина как сферы Земли и ближнего космоса, где живет и куда временно проникает (с помощью спутников, космических кораблей) человек. Либо рассматривается как синоним социосферы (Реймерс, 1990). Ни в первом, ни во втором случае границы ее геопространства не совпадают с границами географической оболочки. В третьих, если антропосфера есть «этап эволюции географической оболочки», то ее следует понимать новым структурным образованием с новыми эмерджентными свойствами в эволюционном ряду развития Земли: физиосфера® географическая оболочка® биосфера® антропосфера®? ноосфера, а не синонимом географической оболочки.

Природные абиотические сферы сохранили свои природные  качества и закономерности своего развития в пределах геопространства геоверсума. Территориальные геосистемы геосфер выполняют те же функции по перемещению вещества, энергии и информации, что и на дообщественном этапе. Однако, и они обогатились новыми свойствами переноса вещества и энергии антропогенного происхождения, новыми круговоротами типа «природа - общество», «лес-поле», «город-село». Поэтому воспринимать их в качестве объекта и предмета изучения дообщественной истории уже нельзя. Человек и его культура «очеловечили» их природную сущность. Они стали природными сферами в истории человека.

Таким образом, геоверсум, как общий объект географии, представляет собой географическую действительность, часть планеты Земли, сложную систему:

возникшую и развивающуюся в пространственно-временных параметрах Космоса и Солнечной системы, но ограниченную от них средой своего геопространства, своей системой оборота энергии, вещества и информации;

имеющую свою вертикальную (набор геосфер) и горизонтальную (набор территориальных геосистем) структуру;

обладающую уникальными свойствами, в связи с наличием живого вещества и культуры человеческого общества, которые изменяют его природную сущность и создают современную географическую картину мира (Шальнев, 1998).

Категория геоверсума по своей сути является отражением философской категории единичного, особенного и всеобщего в пределах пространства Земли. Геоверсум есть принцип бытия всех единичных вещей, явлений  и процессов его геопространства, закономерная форма их взаимосвязи в составе целого. Он есть rerum concordia discors - сочетание противоречивых вещей (лат.). Общность геоверсума - это единство во многом, т.е. большом наборе частных объектов (от простых компонентов природы и общества до интегральных геосистем геосферного или регионального уровней). Принцип общности выражает особенности существования и развития всех единичных форм бытия материальных и духовных явлений такого уникального пространства материального мира как геоверсум.

Единичное геоверсума  отражается в культурном ландшафте  как  совокупности всех  его компонентов и фокусе всех взаимосвязей на поверхности Земли. Ибо единичное выражает относительную обособленность, отграниченность друг от друга в геопространстве поверхности Земли вещей и событий, присущие им специфические и неповторимые особенности, их уникальную количественную и качественную определенность. Существенное культурного ландшафта направлено на поиск специфического, на обнаружение его качественного своеобразия.

Особенное выражает реальный объект как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов - единичного и общего (ФЭС, 1983, с.469). На глобальном уровне - это взаимоотношения «природы и общества» в геопространстве геоверсума, оказывающие влияние на его структуру, особенности взаимосвязей и взаимодействия частных объектов, а также направленность (тенденции) их развития. Это так называемый социобиосферный эффект, формирующий современную социобиосферную среду жизни человечества и объясняющий экологические проблемы и экологические катастрофы.

На региональном уровне - это совокупность (взаимосвязанная территориальная мозаика) культурных ландшафтов, образующих сферу культурных ландшафтов. Последняя формирует не только «поле» деятельности человека и человечества, но и  среду его повседневной жизни. Сфера культурных ландшафтов - это эффект культуры общества как уникального свойства геоверсума.

Предметом изучения географии является геоверсум, как особое геопространство материального мира, обеспечивающее функционирование общества в целом и его отдельных структур.

Частными предметами предмета можно назвать:

особенности структуры геоверсума, обусловленные наличием множества частных объектов, закономерностями их функционирования и бифуркационными тенденциями современного развития;

уровни организации вещества, энергии и информации в геоверсуме. Самый простой уровень его организации - геокомпонентный. Геокомпоненты могут быть природными и антропогенными. Первые по уровню организации вещества делятся на косные (неживые), живые и биокосные (например, почвы). Вторые, созданные человеком, бывают техногенными и духовными. Геосферный уровень представляют интегральные образования - некросфера, социобиосфера и сфера культурных ландшафтов. Они образуют вертикальную структуру геоверсума. Самый сложный структурный уровень - геосистемный. Природные геосистемы могут быть относительно просто устроены (ледники, реки и др.) или включать в свою структуру весь набор геокомпонентов (например, природные ландшафты). Более сложную структуру имеют культурные ландшафты, представленные не только природными геокомпонентами, но и антропогенными - компонентами материальной и духовной культуры. Геосистемы формируют горизонтальную структуру геоверсума;

средоформирующие функции геоверсума (современное состояние и тенденции) глобального, регионального и локального уровней;

закономерности территориальной организации жизнедеятельности структур общества по принципу поляризованного культурного ландшафта и оптимизации  компонентов сред жизни человека.

 

Используются технологии uCoz